Автозаправочные станции (АЗС) – от топливозаправочного пункта до многотопливного автозаправочного комплекса – взрывоопасные сооружения. Разряд молнии, не перехваченный молниеприемниками и не отведенный безопасно в землю, может поджечь пары бензина, машинного масла, дизельного и газового топлива. Пожар, взрыв, гибель людей и материальный ущерб – недопустимая цена за просчеты в организации молниезащиты.

Гамма продукции ТОРР позволяет надежно защитить от прямого удара молнии автозаправки различных типов, независимо от их размеров, планировки и района размещения.

Нормативы: от ПУЭ до МЭК

Сегодня в России решения по молниезащите и заземлению АЗС принимаются на основании нормативных документов, которые условно можно разделить на два блока. В первый входят документы, которыми проектировщики руководствуются последние 20–25 лет: ПУЭ 7-го изд. (гл. 7.3 «Электроустановки во взрывоопасных зонах»), инструкции по молниезащите РД 34.21.122-87 и СО 153-34.21.122-2003. Исключение составляют действовавшие с 2001 г. «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций»: РД 153-39.2-080-01 больше не применяется (приказ Минэнерго РФ от 16.09.2019 № 981).

Второй блок – современные документы, больше учитывающие международный опыт. Прежде всего, это 4 госта по молниезащите, идентичные стандартам МЭК серии 62305. В частности, в Приложении D к ГОСТ Р 59789-2021 (МЭК 62305-3:2010) приведена дополнительная информация для организации молниезащиты взрывоопасных сооружений.
Правила технической эксплуатации АЗС, включая мероприятия по защите от воздействия молнии, определяет ГОСТ Р 58404-2019. Требования к пожарной безопасности автозаправок собраны в СП 156.13130.2014. Минтруд в 2021 г. ввел в действие новые «Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов» (ПОТ) с разделами, посвященными работам на АЗС (гл. Х) и молниезащите (гл. XV).

Принять обоснованное решение помогают также нормативные документы компаний «Транснефть» и «Газпром», имеющих большой опыт молниезащиты взрывоопасных резервуаров и трубопроводов.

Зоны, классы, уровни

С точки зрения молниезащиты АЗС первоочередного внимания требуют взрывоопасные зоны. От их расположения и степени опасности зависят особенности проекта и выбор оборудования.

В ПУЭ наружные технологические установки автозаправочных станций отнесены к классу В-1г. Документы нового поколения различают зоны трех степеней опасности. На АЗС это области радиусом несколько метров вокруг сливных муфт, топливораздаточных колонок и дыхательных клапанов, поддерживающих давление в резервуарах с нефтепродуктами. С классом В-1г соотносится только зона 2 с наименьшей вероятностью образования взрывоопасной смеси газов и паров.

Принять адекватные меры защиты помогает оценка риска, то есть расчет по ГОСТ Р МЭК 62305-2-2010 для здания или сооружения возможных средних потерь за год от ударов молнии.

АЗС как специальный объект, повреждение которого опасно для людей и окружающей территории, относится ко II классу молниезащиты.
Надежность молниезащиты конкретной автозаправки определяется экономической целесообразностью. Решения должны быть согласованы с заказчиком и надзорными органами. Завышение уровня необходимой защиты может увеличить затраты на порядок.

Молниеприемники для АЗС

Для построения внешней системы молниезащиты АЗС используются молниеприемники всех типов – в виде стержней, тросов и сеток. По возможности молниеприемники и токоотводы необходимо размещать на расстоянии не менее 1 м от взрывоопасной зоны.

Молниеприемная мачта – отдельно стоящий стержневой молниеприемник (рис. 1). Такая конструкция, находясь на достаточном расстоянии от взрывоопасной зоны АЗС, перехватывает разряд молнии и не допускает его контакта с горючими газами и парами.

Мачты должны выдерживать не только прямые удары молнии, но и порывы ветра, ливни, мороз. Пример такого оборудования – молниеприемные мачты ТОРР серии МСАП. Телескопические конструкции высотой от 6 до 25 м выполнены из алюминиевого сплава. В комплект также входят стержневой молниеприемник, опорная плита и анкерное крепление.

Тросовый молниеприемник – грозозащитный трос, натянутый между двух опор. Такие устройства независимо от их длины способны надежно защитить большое пространство и безопасно отвести ток молнии за пределы взрывоопасных зон автозаправочной станции.

Молниеприемная сетка – традиционный элемент внешней системы молниезащиты для сооружения с плоской кровлей, например навеса над топливораздаточными колонками АЗС или здания оператора. При прямом ударе молнии ток равномерно распределится по сетке и связанным с ней токоотводам, что ослабит электромагнитное поле и снизит его влияние на чувствительное электронное оборудование, линии связи и АСУ.

Стержневой молниеприемник используется как самостоятельное защитное устройство на кровле или вместе с молниеприемной сеткой. Если на плоской крыше расположенных на АЗС кафе, мойки или СТО есть антенны, трубы и другие кровельные надстройки, то на них или рядом с ними устанавливают дополнительные стержневые молниеприемники.
В ассортименте ТОРР представлены стержни длиной от 1 до 3,5 м из алюминия марки Д16Т. Это долговечный сплав, упругий, прочный и стойкий к воздействию окружающей среды.

Токоотводы для АЗС

По токоотводу молния должна стечь от молниеприемника к заземлителю по кратчайшему пути. Соответственно токоотвод, как и другие компоненты внешней системы молниезащиты, должен выдерживать электромагнитное, термическое и механическое воздействие прямого удара молнии и соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭИ 62561.2-2014.

На здании токоотводы должны быть равномерно распределены по его периметру, проходить прямо, вертикально, без образования петель. Для небольших строений АЗС, периметр которых меньше 20 м, можно использовать один токоотвод.

Заземлители для АЗС

Единая система заземления защищает от прямых ударов молнии, перенапряжений и статического электричества. Ее ключевой элемент – заземлитель: благодаря низкому (не более 10 Ом) сопротивлению он отводит ток молнии в грунт, не дает развиться искровым каналам, которые могут распространяться по земле и достигать подземных коммуникаций и резервуаров, снижает кондуктивные помехи, ограничивает напряжение шага и прикосновения.

Для молниезащиты сооружений, в которых существует опасность взрыва, рекомендуется применять кольцевые или фундаментные заземлители (конфигурация В согласно п. 5.4.2.2 ГОСТ Р 59789-2021). Кольцевой заземлитель устанавливается на глубине не менее 0,5 м и на расстоянии около 1 м от внешних стен защищаемого здания.

Заземлитель может быть выполнен с использованием глубинных электродов модульно-штыревой конструкции и соединяющих стальных полос. Характерные для АЗС продукты сгорания топлива коррозионно агрессивны, но цинковое покрытие способно защитить от разрушения стальные компоненты. Стальные электроды ТОРР с покрытием, нанесенным методом горячего цинкования, прослужат не менее 30 лет.

В высокоомных грунтах, районах многолетней мерзлоты, в засушливых районах успешно используются электролитические заземлители.

Для передвижных АЗС, которые при установке на площадке необходимо первым делом заземлить (гл. XV ПОТ), можно использовать переносные заземлители ТОРР. Стальная оцинкованная конструкция рассчитана на многоразовое использование.

Монтаж и эксплуатация

В соответствии со СП 156.13130.2014 системы молниезащиты, заземления и защиты АЗС от статического электричества должны быть смонтированы до начала пусконаладочных испытаний технологических систем.

Состояние системы молниезащиты АЗС, ее электрическую непрерывность, проверяют ежегодно, перед началом грозового сезона. Сопротивление растеканию тока – главный параметр заземляющего устройства – измеряют в сухом грунте. Если значение сопротивления на 20% превышает нормативное, то есть составляет 12 Ом и более, то площадь контакта заземлителя с грунтом увеличивают, включая в конструкцию дополнительные электроды.

Неважно, чем заправляется автобус, грузовик или легковушка, – бензином, дизельным топливом, природным газом или водородом. В любом случае без АЗС не обойтись. Компоненты ТОРР позволяют на любой автозаправочной станции организовать технически корректную и экономически рациональную систему молниезащиты и заземления.