Автозаправочные станции (АЗС) – от топливозаправочного пункта до многотопливного автозаправочного комплекса – взрывоопасные сооружения. Разряд молнии, не перехваченный молниеприемниками и не отведенный безопасно в землю, может повлечь за собой возгорание паров бензина, машинного масла, дизельного и газового топлива. Пожар, взрыв, гибель людей и материальный ущерб – недопустимая цена за просчеты в организации молниезащиты.
Гамма продукции ТОРР позволяет надежно защитить от прямого удара молнии автозаправки различных типов, независимо от их размеров, планировки и района размещения.
Нормативы: от ПУЭ до МЭК
Сегодня в России решения по молниезащите и заземлению АЗС принимаются на основании нормативных документов, которые условно можно разделить на два блока. В первый входят документы, которыми проектировщики руководствуются последние 20–25 лет: ПУЭ 7-го изд. (гл. 7.3 «Электроустановки во взрывоопасных зонах»), инструкции по молниезащите РД 34.21.122-87 и СО 153-34.21.122-2003. Исключение составляют действовавшие с 2001 г. «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций»: РД 153-39.2-080-01 больше не применяется (приказ Минэнерго РФ от 16.09.2019 № 981).
Второй блок – современные документы, больше учитывающие международный опыт. Прежде всего, это 4 госта по молниезащите, идентичные стандартам МЭК серии 62305. В частности, в Приложении D к ГОСТ Р 59789-2021 (МЭК 62305-3:2010) приведена дополнительная информация для организации молниезащиты взрывоопасных сооружений.
Правила технической эксплуатации АЗС, включая мероприятия по защите от воздействия молнии, определяет ГОСТ Р 58404-2019. Требования к пожарной безопасности автозаправок собраны в СП 156.13130.2014. Минтруд в 2021 г. ввел в действие новые «Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов» (ПОТ) с разделами, посвященными работам на АЗС (гл. Х) и молниезащите (гл. XV).
Принять обоснованное решение помогают также нормативные документы компаний «Транснефть» и «Газпром», имеющих большой опыт молниезащиты взрывоопасных резервуаров и трубопроводов.
Зоны, классы, уровни
С точки зрения молниезащиты АЗС первоочередного внимания требуют взрывоопасные зоны. От их расположения и степени опасности зависят особенности проекта и выбор оборудования.
В ПУЭ наружные технологические установки автозаправочных станций отнесены к классу В-1г. Документы нового поколения различают зоны трех степеней опасности. На АЗС это области радиусом несколько метров вокруг сливных муфт, топливораздаточных колонок и дыхательных клапанов, поддерживающих давление в резервуарах с нефтепродуктами. С классом В-1г соотносится только зона 2 с наименьшей вероятностью образования взрывоопасной смеси газов и паров.
Принять адекватные меры защиты помогает оценка риска, то есть расчет по ГОСТ Р МЭК 62305-2-2010 для здания или сооружения возможных средних потерь за год от ударов молнии.
АЗС как специальный объект, повреждение которого опасно для людей и окружающей территории, относится ко II классу молниезащиты.
Надежность молниезащиты конкретной автозаправки определяется экономической целесообразностью. Решения должны быть согласованы с заказчиком и надзорными органами. Завышение уровня необходимой защиты может увеличить затраты на порядок.
Молниеприемники для АЗС
Для построения внешней системы молниезащиты АЗС используются молниеприемники всех типов – в виде стержней, тросов и сеток. По возможности молниеприемники и токоотводы необходимо размещать на расстоянии не менее 1 м от взрывоопасной зоны.
Молниеприемная мачта – отдельно стоящий стержневой молниеприемник (рис. 1). Такая конструкция, находясь на достаточном расстоянии от взрывоопасной зоны АЗС, перехватывает разряд молнии и не допускает его контакта с горючими газами и парами.
Мачты должны выдерживать не только прямые удары молнии, но и порывы ветра, ливни, мороз. Пример такого оборудования – молниеприемные мачты ТОРР серии МСАП. Телескопические конструкции высотой от 6 до 25 м выполнены из алюминиевого сплава. В комплект также входят стержневой молниеприемник, опорная плита и анкерное крепление.
Тросовый молниеприемник – грозозащитный трос, натянутый между двух опор. Такие устройства независимо от их длины способны надежно защитить большое пространство и безопасно отвести ток молнии за пределы взрывоопасных зон автозаправочной станции.
Молниеприемная сетка – традиционный элемент внешней системы молниезащиты для сооружения с плоской кровлей, например навеса над топливораздаточными колонками АЗС или здания оператора. При прямом ударе молнии ток равномерно распределится по сетке и связанным с ней токоотводам, что ослабит электромагнитное поле и снизит его влияние на чувствительное электронное оборудование, линии связи и АСУ.
Стержневой молниеприемник используется как самостоятельное защитное устройство на кровле или вместе с молниеприемной сеткой. Если на плоской крыше расположенных на АЗС кафе, мойки или СТО есть антенны, трубы и другие кровельные надстройки, то на них или рядом с ними устанавливают дополнительные стержневые молниеприемники.
В ассортименте ТОРР представлены стержни длиной от 1 до 3,5 м из алюминия марки Д16Т. Это долговечный сплав, упругий, прочный и стойкий к воздействию окружающей среды.
Токоотводы для АЗС
По токоотводу молния должна стечь от молниеприемника к заземлителю по кратчайшему пути. Соответственно токоотвод, как и другие компоненты внешней системы молниезащиты, должен выдерживать электромагнитное, термическое и механическое воздействие прямого удара молнии и соответствовать требованиям ГОСТ Р МЭИ 62561.2-2014.
На здании токоотводы должны быть равномерно распределены по его периметру, проходить прямо, вертикально, без образования петель. Для небольших строений АЗС, периметр которых меньше 20 м, можно использовать один токоотвод.
Монтаж и эксплуатация
В соответствии со СП 156.13130.2014 системы молниезащиты, заземления и защиты АЗС от статического электричества должны быть смонтированы до начала пусконаладочных испытаний технологических систем.
Состояние системы молниезащиты АЗС, ее электрическую непрерывность, проверяют ежегодно, перед началом грозового сезона. Сопротивление растеканию тока – главный параметр заземляющего устройства – измеряют в сухом грунте. Если значение сопротивления на 20% превышает нормативное, то есть составляет 12 Ом и более, то площадь контакта заземлителя с грунтом увеличивают, включая в конструкцию дополнительные электроды.
Неважно, чем заправляется автобус, грузовик или легковушка, – бензином, дизельным топливом, природным газом или водородом. В любом случае без АЗС не обойтись. Компоненты ТОРР позволяют на любой автозаправочной станции организовать технически корректную и экономически рациональную систему молниезащиты и заземления.